Все разделы
Задать вопрос


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2011 г. № 59-пр

 

О Стратегии развития сферы культуры Хабаровского края на период до 2025 года

 

В целях мобилизации действий исполнительных органов власти края, органов местного самоуправления края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего устойчивого и динамичного развития сферы культуры края, Правительство края

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития сферы культуры Хабаровского края на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Министерству культуры края (Федосов А.В.):

2.1. Обеспечить координацию деятельности всех заинтересованных сторон в реализации Стратегии.

2.2. Организовать работу по разработке и принятию нормативных правовых актов, обеспечивающих достижение целевых индикаторов Стратегии.

3. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться основными положениями Стратегии при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов, планов, подготовке краевых и территориальных программ развития.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления края при разработке программ развития сферы культуры муниципального образования руководствоваться основными положениями Стратегии.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Хабаровского края по вопросам внутренней политики А.Н. Мкртычева.

 

 

 

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И. Шпорт

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Хабаровского края

от 16.03.2011 №59-пр

 

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

 

сферы культуры Хабаровского края

на период до 2025 года

 

 

ПАСПОРТ

 

Паспорт Стратегии развития сферы культуры

Хабаровского края на период до 2025 года

 

Наименование

-

Стратегия развития сферы культуры Хабаровского края на период до 2025 года (далее также - Стратегия)

Основание

для разработки

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р "О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года";

Постановление Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр "О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года";

Постановление Правительства Хабаровского края от 20 августа 2010 г. № 230-пр "О ходе реализации Комплекса мер по развитию культуры в Хабаровском крае в 2009 - 2011 годах"

Государственный заказчик

-

Правительство Хабаровского края

Основной разработчик-координатор

 

-

министерство культуры Хабаровского края

Главная цель

-

наиболее полное удовлетворение растущих и изменяющихся культурных запросов и нужд населения Хабаровского края

Основные задачи

-

сохранение культурного наследия и расширение доступа граждан к культурным ценностям и информации;

развитие художественно-творческой деятельности;

развитие регионального потенциала в сфере культуры

Срок реализации

-

2011 - 2025 годы

Исполнители основных мероприятий

-

министерство культуры Хабаровского края, министерство образования и науки Хабаровского края, министерство социальной защиты населения Хабаровского края, министерство здравоохранения Хабаровского края, министерство природных ресурсов Хабаровского края, министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края и другие заинтересованные органы исполнительной власти Хабаровского края

Конечные общественно значимые результаты

-

доля свободного времени населения Хабаровского края, занятого потреблением услуг культуры, составит 30 процентов и более;

индекс удовлетворенности населения Хабаровского края качеством и доступностью предоставляемых услуг в сфере культуры составит 90 процентов;

индекс реализации Стратегии (доля индикаторов задач, по которым достигнуты целевые значения, среди всех индикаторов задач) составит более 90 процентов

 

1. Общие положения

Стратегия развития сферы культуры Хабаровского края на период до 2025 года представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Правительства Хабаровского края (далее также - край), других краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере культуры.

Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, нормативными правовыми актами Хабаровского края.

Стратегия является составной частью системы социально-экономического развития края и в целом ориентирована на реализацию преобразований в сфере культуры, осуществляемых в крае на период до 2025 года.

В Стратегии развиваются и конкретизируются в части, касающейся вопросов культуры края, соответствующие положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния сферы культуры и прогноз ее развития, на научно обоснованное определение объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения развития данной сферы, а также на системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем, отечественного и зарубежного опыта.

Положения Стратегии являются основой для консолидации усилий органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций культуры, образования, науки, туризма, массовых коммуникаций, социальной защиты и др., а также общественных объединений и населения по обеспечению комплексного решения проблем развития сферы культуры в крае.

Стратегией определяются главная цель, задачи, сценарии перспективного развития, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы и приоритеты, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля развития сферы культуры края.

Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений обстановки, характера, масштаба и содержания проблем развития сферы культуры, а также конкретизироваться в иных документах по вопросам развития сферы культуры края.

В Стратегии применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями:

Главная цель - желаемое конкретное состояние отдельных характеристик сферы культуры Хабаровского края.

Государственное (муниципальное) задание в сфере культуры - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в сфере культуры.

Государственные (муниципальные) услуги (работы) в сфере культуры - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными организациями, иными юридическими лицами в сфере культуры.

Задача - конкретная, измеримая, привязанная к определенным срокам деятельность, направленная на достижение конечных общественно значимых результатов, требуемых для успешной реализации поставленной главной (долгосрочной стратегической) цели.

Заинтересованные стороны - министерство культуры Хабаровского края, министерство образования и науки края, министерство социальной защиты населения края, министерство здравоохранения края, министерство природных ресурсов края, министерство сельского хозяйства и продовольствия края, министерство экономического развития и внешних связей края и другие заинтересованные органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления муниципальных образований края, общественные организации, имеющие в соответствии с законодательством интерес к результатам деятельности в сфере культуры, которые могут оказывать влияние на развитие указанной сферы.

Контроль за реализацией Стратегии - процесс мониторинга, анализа и оценки реализации Стратегии в рамках имеющихся ресурсов, оценки достижения главной цели и задач, выработки и принятия корректирующих управленческих решений.

Культурные индустрии - деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест в отрасли культуры путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

Мониторинг - непрерывный процесс наблюдения за реализацией Стратегии.

Направление - комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи, описываемый измеряемыми целевыми индикаторами.

Непосредственные результаты - результаты реализации мероприятий Стратегии, характеризующие количество (объем) и качество предоставленных услуг.

Конечные общественно значимые результаты - результаты реализации Стратегии, характеризующие решение поставленных задач и достижение установленной цели, в том числе эффекты от реализации Стратегии для основных заинтересованных сторон.

Организация культуры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере культуры в качестве основной деятельности и действующее в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Результативность - тип измерения результатов деятельности, отражающий степень достижения целей и задач.

Риск - вероятность наступления обстоятельств, препятствующих достижению главной цели, решению задач и получению запланированных результатов Стратегии.

Стратегия развития сферы культуры - совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Правительства Хабаровского края, других органов государственной власти края и органов местного самоуправления в сфере культуры.

Уровень удовлетворенности - показатель, позволяющий оценить удовлетворенность потребителей качеством и доступностью услуг культуры с учетом значимости факторов, влияющих на качество и доступность указанных услуг.

Целевое значение показателя - желаемое значение показателя достижения главной цели, задачи; значение показателя, к достижению которого следует стремиться.

Эффективность - тип измерения результатов деятельности, отражающий преобразование входных ресурсов в выходные результаты.

 

2. Характеристика и основные проблемы сферы культуры

Хабаровский край обладает богатым культурно-историческим наследием. В крае насчитывается 1 354 объекта культурного наследия, представляющих интерес для развития отрасли культуры, а также культурно-познавательного и этнографического туризма. Из них 39 объектов культурного наследия - памятники федерального значения и 465 - регионального (краевого) значения. Уникальный памятник древней культуры края - петроглифы Сикачи-Аляна - внесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

По количеству объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения, находящихся под государственной охраной, Хабаровский край занимает четвертое место среди девяти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ.

Хабаровский край является одним из самых многонациональных регионов в России. Здесь проживают представители 142 национальностей. Особый этнографический ареал образуют коренные малочисленные народы Севера, обладающие уникальными знаниями, сохраняющие свои национальные культурные ценности и традиции. Среди них представители тунгусо-маньчжурского этноса: нанайцы (более 10 тыс. человек), эвенки (более 3,5 тыс. человек), ульчи (более 2,7 тыс. человек), эвены (более 1,8 тыс. человек), удэгейцы (более 670 человек), орочи (около 600 человек), негидальцы (более 490 человек), а также представители палеоазиатских народов - нивхи (более 2,3 тыс. человек).

В настоящее время сеть краевых и муниципальных учреждений культуры Хабаровского края включает: 16 музеев, 328 библиотек, шесть театров, 288 учреждений культурно-досугового типа, пять парков культуры и отдыха, филармонию, цирк, 46 детских школ искусств, восемь кинотеатров, колледж искусств. В отрасли "Культура" Хабаровского края на сегодняшний день занято 7 036 человек, что составляет 3,5 процента от общего количества занятого населения, из них 1 713 человек - в краевых учреждениях, 5 323 - в муниципальных.

В состав негосударственных учреждений культуры в Хабаровском крае входят 10 учреждений культурно-досугового типа, две библиотеки, один музей и 10 кинотеатров (кинозалов).

Основными потребителями услуг учреждений культуры являются жители Хабаровского края, общая численность которых на сегодняшний день составляет 1,4 млн. человек. Отдельную группу потребителей составляют российские (около 381 тыс. человек в 2009 году) и иностранные (около 10 тыс. человек в 2009 году) туристы, посещающие край.

К приоритетным категориям потребителей культурных услуг в крае относятся:

дети - 257 тыс. человек, из них 59 тыс. человек проживают в сельской местности;

лица с ограниченными возможностями - 90,8 тыс. человек;

представители национальных организаций, национальных культурных центров - 24,3 тыс. человек;

сельское население - 273 тыс. человек.

Успешное развитие сферы культуры Хабаровского края является необходимым условием достижения стратегических целей и приоритетных задач Правительства края в долгосрочной перспективе. Выполнение данного условия предполагает решение ряда ключевых проблем, характеризующих современное состояние сферы культуры края:

- снижение уровня доступности культурных продуктов и образования в сфере культуры для населения края вследствие факторов: сокращение сети учреждений культуры; неразвитость универсальных передвижных систем и информационных продуктов; резкие диспропорции в обеспечении населения услугами организаций культуры, которые выражаются в наличии высокой концентрации организаций культуры в административных центрах и их дефиците в малых городских и сельских поселениях; высокие цены на платные услуги и товары в сфере культуры для определенных категорий населения; низкий уровень обеспеченности учреждений культуры инфраструктурой (пандусы, лифты и т.д.) и оборудованием (кресла и др.), необходимыми для предоставления услуг гражданам с ограниченными физическими возможностями; низкий уровень информированности населения об услугах в сфере культуры и возможностях их получения; неудобный график работы ряда организаций культуры и др.;

- низкий уровень разнообразия и качества услуг в сфере культуры;

- физическая утрата (разрушение) ряда объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе за счет природных, техногенных и антропогенных факторов;

- уровень обеспеченности учреждениями культуры не соответствует социальным нормативам и нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 г. № 1063-р, причем самые низкие показатели обеспеченности отмечаются на уровне сельских поселений;

- устаревание и недостаток материально-технической базы учреждений культуры, в том числе зданий, оборудования, реквизита и т.д.;

- недостаточно активная маркетинговая политика по продвижению региональных культурных продуктов на российском и международном рынках;

- проблемы, связанные с недостаточным финансированием сферы культуры, неразвитость механизмов привлечения внебюджетного финансирования, низкий уровень доходов от собственной деятельности учреждений культуры и др.;

- проблемы обеспечения сохранности имущества организаций культуры, в том числе в части установки и функционирования систем противопожарной безопасности, сигнализации и др.;

- кадровые проблемы, включая невысокий престиж профессии работников сферы культуры, низкий уровень заработной платы, проблемы жилищной обеспеченности работников, слабый приток молодых специалистов в отрасль, как следствие, старение кадров и др.;

- процесс культурного взаимодействия затрудняет нарастание негативных тенденций разрыва культурных связей между европейской частью Российской Федерации и Хабаровским краем, обусловленных, прежде всего, высокими тарифами на авиаперелеты и т.д.;

- крайне медленное внедрение современных информационных технологий и инноваций в сферу культуры в условиях радикального изменения информационного пространства Российской Федерации, нарастания темпов процессов глобализации, массовой компьютеризации, технологического развития сетей связи нового поколения и роста числа пользователей этими сетями.

Особое беспокойство вызывает проблема обеспечения равных возможностей для культурной и творческой деятельности представителей приоритетных категорий населения (детей, молодежи, граждан с ограниченными возможностями, граждан, проживающих в сельской местности, представителей национальных культурных центров), которые в наибольшей степени нуждаются во внимании со стороны государства.

Несмотря на осуществляемые в регионе проекты поддержки творческих инициатив детей и молодежи, возможности для самореализации и самовыражения данных категорий населения в сфере культуры ограничены недостаточным оснащением специализированным оборудованием (музыкальные инструменты, сценические костюмы и другие средства) организаций, предоставляющие культурно-досуговые услуги.

Остро данная проблема стоит перед гражданами, проживающими в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах Хабаровского края, что в большей степени обусловлено низким доступом к высококачественным услугам организаций культуры.

Для граждан с ограниченными физическими возможностями трудности реализации прав на участие в культурной жизни, в первую очередь, выражаются в отсутствии у значительной части организаций культуры необходимых условий для беспрепятственного доступа данной категории граждан к зданиям учреждений.

Давление со стороны культур стран-соседей, наступление массовой культуры приводит к утрате языковой, культурной и этнической самобытности малых народов края. При этом отмечается недостаточная поддержка деятельности национально-культурных центров со стороны государства.

Сохранение негативных тенденций, сложившихся в сфере культуры края, может повлечь за собой ухудшение качества жизни населения края, снижение исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения, разрушение системы культурных ценностей, подмену их массовой псевдокультурой, разрушающей нравственные устои общества, обострение социальных, в том числе национально-этнических, этноконфессиональных проблем, усиление миграционного оттока, появление угроз национальной безопасности.

Для кардинального улучшения состояния краевой сферы культуры необходима реализация системы государственных мер долгосрочного характера. В этих целях разработана Стратегия развития сферы культуры Хабаровского края на период до 2025 года.

 

3. Цель и задачи

Главной целью развития сферы культуры является наиболее полное удовлетворение растущих и изменяющихся культурных запросов и нужд населения края.

Для достижения данной цели планируется решение трех задач.

Задача 1. Сохранение культурного наследия и расширение доступа граждан к культурным ценностям и информации.

Решение данной задачи предполагается осуществлять по следующим направлениям:

- сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры, парков культуры и отдыха, зоо- и ботанических садов, уникальных в историко-культурном отношении территорий и других рекреационных объектов культуры);

- развитие библиотечного дела;

- развитие музейного дела.

Задача 2. Развитие художественно-творческой деятельности

Основными направлениями выполнения данной задачи являются:

- поддержка творческих инициатив населения края в сфере культуры;

- развитие исполнительских искусств;

- развитие культурно-досугового обслуживания населения;

- развитие системы образования в сфере культуры;

- развитие традиционной народной культуры.

Задача 3. Развитие регионального потенциала в сфере культуры.

В рамках решения данной задачи предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:

- научное и методическое обеспечение развития сферы культуры;

- развитие культурных индустрий;

- совершенствование механизмов межведомственного, межрегионального и международного взаимодействия в сфере культуры;

- продвижение региональных культурных продуктов;

- внедрение передовых информационных технологий в процессы деятельности учреждений культуры;

- развитие кадрового потенциала сферы культуры;

- совершенствование системы управления сферой культуры края.

 

4. Сценарии развития

Наиболее вероятными долгосрочными сценариями развития сферы культуры края определены: инерционный и инновационный.

Инерционный сценарий базируется на сохранении тенденций достигнутых результатов социально-экономического развития региона.

Данный сценарий предполагает длительный период преодоления последствий экономического кризиса, что окажет негативное влияние на объем бюджетного финансирования, инвестиционную активность частного сектора и доходы населения, и, следовательно, платежеспособный спрос на культурные продукты.

В рамках реализации данного сценария Правительство края будет стремиться избежать разрушительных перемен в отрасли культуры и обеспечить минимально необходимые потребности ее функционирования. Масштабы инновационной и инвестиционной деятельности в сфере культуры будут существенно ограничены.

Реализация инерционного сценария неизбежно приведет к снижению доступности и качества услуг культуры, усилению деградации материальной инфраструктуры сферы культуры и другим негативным последствиям.

Инновационный сценарий предполагает развитие инноваций по всем направлениям деятельности в сфере культуры, в том числе по стратегическому планированию и управлению, бюджетированию, ориентированному на результат, оптимизации сети учреждений культуры, развитию государственно-частного партнерства, внедрению современных информационных технологий и др. Внедрение инноваций планируется сориентировать на опережающее развитие и структурные изменения в сфере культуры Хабаровского края.

Инновационный сценарий предполагает осуществление активной государственной политики в сфере культуры, комплексное развитие сферы культуры, усиление инвестиционной составляющей, повышение системности межрегионального, международного и приграничного сотрудничества в сфере культуры, повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры края и расширение механизмов привлечения внебюджетных ресурсов.

Достижение главной цели Стратегии возможно только при реализации инновационного сценария.

 

5. Ожидаемые результаты

Для определения конечных общественно значимых результатов реализации Стратегии к 2025 году применяется следующая система индикаторов.

Индикаторы достижения главной цели:

доля свободного времени населения края, занятого потреблением услуг культуры, составит 30 процентов и более;

индекс удовлетворенности населения края качеством и доступностью предоставляемых услуг в сфере культуры составит 90 процентов;

индекс реализации Стратегии (доля индикаторов задач, по которым достигнуты целевые значения, среди всех индикаторов задач) составит более 90 процентов.

Индикаторы решения первой задачи "Сохранение культурного наследия и расширение доступа граждан к культурным ценностям и информации":

- доля объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа объектов культурного наследия составит не менее 50 процентов;

- количество квадратных метров площади парков (парки культуры и отдыха, зоо- и ботанические и сады и другие рекреационные объекты культуры) в расчете на душу населения края составит не менее 3 кв.метров на человека;

- среднее число посещений библиотек в расчете на 1 000 населения составит более 6 000 единиц, в том числе:

детьми до 14 лет в расчете на 1 000 граждан данной категории - более 6 000 единиц;

молодежью в возрасте от 15 до 24 лет в расчете на 1 000 граждан данной категории - более 8 000 единиц;

гражданами с ограниченными возможностями в расчете на 1 000 граждан данной категории - более 6 000 единиц;

- среднее число посещений музеев в расчете на 1 000 населения составит 1 500 единиц, в том числе:

детьми до 14 лет в расчете на 1 000 граждан данной категории - более 2 000 единиц;

молодежью в возрасте от 15 до 24 лет в расчете на 1 000 граждан данной категории - более 1 500 единиц;

гражданами с ограниченными возможностями в расчете на 1 000 граждан данной категории - более 1 000 единиц.

Индикаторы выполнения второй задачи "Развитие художественно-творческой деятельности":

- среднее число детей от 7 до 15 лет, обучающихся в детских школах искусств и детских музыкальных школах, на 1 000 граждан данной категории составит более 300 человек;

- среднее число посещений платных мероприятий, проводимых учреждениями культурно-досугового типа, в расчете на 1 000 населения составит более 3 000 единиц;

- удельный вес населения, участвующего в работе культурно-досуговых формирований, составит более девяти процентов;

- количество сельских киноустановок на 100 тыс. человек сельского населения составит не менее 33 единиц;

- среднее число посещений мероприятий театров в расчете на 1 000 человек населения составит более 350 единиц;

- среднее число посещений мероприятий концертных организаций, самостоятельных коллективов в расчете на 1 000 человек населения составит более 650 единиц;

- доля новых постановок в общем количестве постановок текущего репертуара (репертуарных единиц) организаций исполнительских искусств (театров, концертных организаций, цирков) составит более 10 процентов;

- доля международной гастрольно-выставочной деятельности в общем объеме гастролей и выставок организаций исполнительских искусств составит более 15 процентов;

- количество грантов деятелям культуры и искусства составит не менее 30 единиц в год.

Индикаторами решения третьей задачи "Развитие регионального потенциала в сфере культуры" являются:

- уровень обеспеченности населения края организациями культуры составит не менее 70 процентов;

- доля бюджетных государственных и муниципальных организаций культуры, осуществляющих свою деятельность на основании стандартов качества услуг, в общем объеме бюджетных государственных и муниципальных организаций культуры составит 100 процентов;

- доля государственных (муниципальных) автономных организаций культуры от общего числа государственных (муниципальных) организаций культуры в регионе составит не менее 50 процентов;

- доля негосударственных организаций культуры в общем количестве организаций культуры региона увеличится в три раза;

- доля внебюджетных источников в общем объеме финансирования сферы культуры края составит не менее 50 процентов;

- уровень удовлетворенности работников сферы культуры трудом составит свыше 80 процентов;

- отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона, составит не менее 80 процентов;

- доля руководителей и специалистов краевых, районных и муниципальных органов управления культурой, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации, составит не менее 33 процентов (ежегодно);

- доля работников государственных (муниципальных) организаций культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации, составит не менее 33 процентов (ежегодно);

- доля организаций культуры, предоставляющих доступ к своим информационным ресурсам с использованием сети Интернет со скоростью не менее 100 Мбит/сек., составит более 80 процентов.

Итогом реализации Стратегии станет достижение качественно нового уровня культурного развития края.

 

6. Принципы

Реализация Стратегии основывается на следующих основных принципах:

- законность, которая подразумевает строгое, точное и неуклонное соблюдение требований действующего законодательства всеми участниками мероприятий Стратегии;

- системность, подразумевающая, что все направления развития сферы культуры рассматриваются в их взаимосвязи;

- приоритетность и согласованность направлений развития сферы культуры предусматривает установление четкой последовательности реализации мероприятий Стратегии, исходя из складывающейся социально-экономической обстановки в стране и регионе;

- ориентация на основные заинтересованные стороны требует при формировании и реализации комплекса мероприятий Стратегии учитывать мнения и ожидания основных заинтересованных сторон развития сферы культуры, то есть:

органов государственной власти края;

органов местного самоуправления;

организаций культуры всех видов и форм собственности;

организаций образования, науки, туризма, массовых коммуникаций, социальной защиты и др.;

получателей услуг культуры;

работников организаций культуры;

общественных организаций и объединений в сфере культуры;

и других;

- ориентация на эффективное взаимодействие в рамках реализации Стратегии органов исполнительной власти Хабаровского края, органов местного самоуправления, с организациями культуры всех видов и форм собственности, общественными организациями, а также органами управления в сфере культуры зарубежных стран в целях объединения усилий и опыта для достижения основной цели и решения задач Стратегии;

- ориентация на выявление, изучение и внедрение лучшей практики в целях систематического совершенствования организационно-правовых механизмов развития сферы культуры края;

- гласность и открытость, требующие объективное освещение в средствах массовой информации содержания Стратегии, обеспечения возможности контроля ее реализации основными заинтересованными сторонами;

- применение программно-целевого метода, что означает разработку стратегических планов и бюджетных целевых программ в рамках каждой задачи Стратегии, а также создание соответствующих систем управления данных планов и программ.

 

7. Этапы и приоритеты

Достижение главной цели и решение задач Стратегии будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов социально-экономического развития Хабаровского края и Российской Федерации.

На первом этапе (2011 - 2015 гг.) должны быть сформированы необходимые условия для эффективной реализации Стратегии, в том числе совершенствование нормативной правовой базы сферы культуры, создание предпосылок для повышения доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры, развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры, традиционной народной культуры, стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, обеспечение поддержки новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, развитие механизмов содействия муниципальным культурным инициативам, межмуниципальной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности, модернизация системы хранения культурных ценностей, расширение объема реставрационных и историко-охранных работ, оказание содействия в сохранении нематериального культурного наследия, традиционной народной культуры, формирование публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, сформированных на базе региональных и муниципальных библиотек, стимулирование формирования целевого капитала и благотворительности в сфере культуры, укрепление культурного потенциала края, включая внедрение долгосрочного стратегического планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, введение стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрение государственного (муниципального) заказа на услуги в сфере культуры, переход к новым организационно-правовым формам организаций культуры, создание многофункциональных культурных и образовательных комплексов, обеспечение модернизации учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры, разработка и внедрение инструментов поддержки организационных инноваций, создание интернет-портала "Культура Хабаровского края", внедрение единой информационной автоматизированной системы управления функционированием отрасли культуры.

На втором этапе (2015 - 2025 гг.) планируется выполнение мероприятий, принятых к реализации, мониторинг, контроль и оценка их эффективности, выявление и внедрение лучшего российского и зарубежного опыта управления в сфере культуры, регулярное информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации Стратегии, внедрение инноваций в сферу культуры, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг в сфере культуры.

Приоритетными социально значимыми категориями населения края, на которые будет направлена деятельность по реализации Стратегии, являются:

дети (до 14 лет) и молодежь (от 15 до 24 лет);

граждане с ограниченными физическими возможностями;

представители национальных культурных центров, общественных организаций;

сельское население.

 

8. Комплекс основных мероприятий

Достижение главной цели и решение задач Стратегии будет обеспечено посредством осуществления комплекса мероприятий по выделенным направлениям.

В рамках первой задачи предполагается выполнение следующих мероприятий:

по направлению "Сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры, парков культуры и отдыха, зоо- ботанических садов, уникальных в историко-культурном отношении территорий и других рекреационных объектов культуры)":

- выявление и государственная охрана объектов культурного наследия;

- сохранение объектов культурного наследия;

- популяризация объектов культурного наследия;

- использование объектов культурного наследия;

- создание и модернизация рекреационных зон, объектов массового отдыха населения (парки, парки культуры и отдыха, зоо- и ботанические сады, ландшафтные и природные парки и другие рекреационные объекты культуры);

по направлению "Развитие библиотечного дела":

- формирование/комплектование фондов библиотек;

- хранение библиотечных фондов, включая работы по консервации и реставрации;

- библиографический учет фондов;

- предоставление библиотечных услуг населению;

- информационное обслуживание населения;

- организация и проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий;

- модернизация материально-технической базы библиотек;

- обеспечение проведения текущих и капитальных ремонтных работ в библиотеках;

- обеспечение комплексной безопасности библиотек;

по направлению "Развитие музейного дела":

- сохранение музейных фондов;

- создание новых музейных экспозиций, пополнение музейных коллекций;

- предоставление музейных услуг населению (выставочных, экскурсионных и др.);

- развитие обмена музейными коллекциями (выставками и отдельными экспонатами);

- организация и проведение массовых музейных мероприятий;

- техническое оснащение и переоснащение музеев;

- обеспечение проведения (текущих и капитальных) ремонтных работ в музеях (в том числе технических средств и другого оборудования);

- обеспечение комплексной безопасности музеев.

В ходе выполнения второй задачи предусматривается осуществлять следующие мероприятия:

по направлению "Поддержка творческих инициатив населения Хабаровского края в сфере культуры":

- предоставление грантов деятелям культуры и искусства, ведущим театральным, музыкальным и народным коллективам;

- поддержка молодых дарований;

- организация и проведение международных, региональных конкурсов, мастер-классов, творческих школ, фестивалей и других форм мероприятий;

- поддержка на конкурсной основе инновационных творческих проектов, направленных на развитие сферы культуры;

по направлению "Развитие исполнительских искусств":

- создание новых театральных постановок и спектаклей, концертных программ, в том числе с социально значимой тематикой, имеющих воспитательную функцию (борьба с наркоманией, правонарушениями, социальным сиротством и другие социально значимые направления);

- предоставление услуг театров, цирков, концертных организаций и самостоятельных коллективов населению, в том числе в рамках выездной и гастрольной деятельности;

- модернизация материально-технической базы театров, концертных организаций, цирков;

- обеспечение проведения текущих и капитальных ремонтных работ в организациях исполнительских искусств;

- обеспечение комплексной безопасности организаций исполнительских искусств;

по направлению "Развитие культурно-досугового обслуживания населения":

- создание и организация работы клубных формирований (кружков, творческих коллективов, секций, студий самодеятельного художественного, декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества и других любительских объединений);

- подготовка и проведение различных культурно-массовых мероприятий (праздников, представлений, смотров, фестивалей, концертов и другие массовые мероприятия);

- организация просветительской деятельности по различным отраслям знаний;

- развитие современных форм молодежного досуга;

- организация кино- и видеообслуживания населения;

- модернизация материально-технической базы культурно-досуговых учреждений и организаций, осуществляющих кинопоказ;

- обеспечение проведения текущих и капитальных ремонтных работ в культурно-досуговых учреждениях и организациях, осуществляющих кинопоказ;

- обеспечение комплексной безопасности в культурно-досуговых учреждениях и организациях, осуществляющих кинопоказ;

по направлению "Развитие системы образования в сфере культуры":

- обеспечение устойчивого развития сети образовательных учреждений культуры;

- развитие системы художественного образования детей (детские школы искусств, музыкальные и художественные школы);

- создание условий для обучения одаренных детей в учреждениях образования в сфере культуры, в условиях интерната;

- непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов образования в сфере культуры с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

- повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе;

- модернизация материально-технической базы учреждений образования в сфере культуры;

- обеспечение проведения текущих и капитальных ремонтных работ в образовательных учреждениях культуры;

- обеспечение комплексной безопасности в образовательных учреждениях культуры;

по направлению "Развитие традиционной народной культуры":

- сохранение нематериального культурного наследия населения Хабаровского края;

- создание национально-культурных центров, клубных формирований по развитию традиционных видов народного творчества;

- проведение традиционных национальных мероприятий,  праздников;

- поддержка мастеров декоративно-прикладного и народного творчества;

- разработка мер популяризации традиционной культуры народов, проживающих на территории края, в средствах массовой информации в Российской Федерации и за рубежом.

Решение третьей задачи связано с выполнением следующих мероприятий:

по направлению "Совершенствование системы управления сферой культуры Хабаровского края":

- совершенствование региональной нормативной правовой базы сферы культуры;

- внедрение стратегического планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, и методов управления проектами в сфере культуры в деятельность органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций культуры и образовательных учреждений культуры;

- внедрение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в сфере культуры;

- внедрение элементов управленческого учета в деятельность организаций культуры;

- совершенствование системы ведомственной статистической и финансовой отчетности в сфере культуры;

- создание и внедрение системы мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления в сфере культуры, организаций культуры и образовательных учреждений культуры, расположенных на территории края (включая рейтинговую оценку их деятельности);

- создание механизмов конкурентного распределения бюджетных ресурсов в целях повышения результативности деятельности и эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры;

по направлению "Научное и методическое обеспечение развития сферы культуры":

- организация и проведение научных исследований и разработок;

- стимулирование развития научно-исследовательской деятельности организаций культуры и образовательных учреждений культуры;

- исследование динамики и прогнозирование культурных запросов различных категорий населения края;

- сбор, анализ и оценка возможности использования лучшего российского и зарубежного опыта управления в сфере культуры;

- внедрение инноваций в сфере культуры и модернизация деятельности организаций культуры;

по направлению "Развитие культурных индустрий":

- содействие развитию сети организаций культуры всех видов и форм собственности;

- расширение практики создания государственных (муниципальных) автономных учреждений культуры в крае;

- создание многофункциональных культурных и образовательных комплексов;

- содействие развитию малого бизнеса в сфере культуры в сотрудничестве с министерством экономического развития и внешних связей края;

- стимулирование создания негосударственных организаций культуры;

- расширение использования универсальных передвижных систем, оснащенных оборудованием для обслуживания населенных пунктов края, где отсутствуют стационарные учреждения культуры;

по направлению "Развитие кадрового потенциала сферы культуры":

- внедрение системы мониторинга и прогнозирования кадрового обеспечения сферы культуры края;

- повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки работников сферы культуры;

- проведение переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований края, курирующих сферу культуры края;

- содействие внедрению в органах управления и организациях культуры эффективных технологий кадровой работы;

- совершенствование системы оплаты и стимулирования труда работников организаций культуры с ориентацией на результат;

- развитие рынка образовательных услуг;

по направлению "Совершенствование механизмов межведомственного, межрегионального и международного взаимодействия в сфере культуры":

- развитие государственно-частного партнерства;

- содействие привлечению средств российских и международных фондов и программ, в том числе на условиях паритетного финансирования творческих проектов;

- развитие механизмов благотворительности и меценатства;

- развитие механизмов спонсорства;

- развитие механизмов волонтерства;

- стимулирование корпоративной социальной ответственности коммерческих организаций в части развития сферы культуры;

- содействие межкультурному взаимодействию в целях развития региональных и местных культурных общественных организаций Хабаровского края;

- развитие сотрудничества между организациями культуры и туристическим бизнесом, учреждениями социальной защиты, массовой коммуникации, образовательными учреждениями;

- расширение международного сотрудничества в целях взаимного культурного обмена, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

по направлению "Популяризация участия в культурной жизни и продвижение региональных культурных продуктов":

- создание интернет-портала "Культура Хабаровского края";

- осуществление информационно-издательской и рекламно-маркетинговой деятельности;

- повышение доступности и комфортности потребления услуг организаций культуры для людей с ограниченными возможностями;

- пропаганда усиления вклада семьи в культурное развитие детей;

- превращение учреждений общего, среднего и начального профессионального образования в центры культурного развития и приобретения культурных компетенций;

- продвижение культурно-массовых мероприятий, направленных на приоритетные категории населения;

- расширение участия общественных организаций и объединений (ассоциации, творческие союзы, гильдии, профессиональные союзы) в культурной жизни края;

по направлению "Внедрение передовых информационных технологий в отрасль культуры":

- организация предоставления государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры в электронном виде;

- содействие информатизации, компьютеризации и подключение к сети Интернет учреждений культуры.

 

9. Необходимые условия

Для достижения главной цели и решения задач Стратегии требуется:

совершенствование нормативного правового обеспечения сферы культуры края;

повышение качества управления развитием сферы культуры, посредством разработки и внедрения в деятельность органов исполнительной власти края и организаций культуры современных механизмов управления, ориентированных на общественно значимые результаты;

профессиональная подготовка и переподготовка специалистов краевых и муниципальных органов исполнительной власти в сфере культуры, направленная на приобретение современных управленческих компетенций;

усиление роли инноваций в сфере культуры посредством создания механизмов выявления, изучения и внедрения в деятельность по реализации Стратегии лучшей отечественной и мировой практики;

создание единой информационной автоматизированной системы управления развитием сферы культуры в крае;

обеспечение информационного сопровождения реализации Стратегии;

создание системы регулярного информирования общественности и других заинтересованных сторон о ходе и результатах реализации Стратегии;

обеспечение многоканального финансирования мероприятий по реализации Стратегии из бюджетных и внебюджетных источников.

 

10. Риски

Важное значение для успешной реализации Стратегии имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением главной цели Стратегии, решением ее задач и получением запланированных результатов, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению и/или снижению негативного влияния.

Правовые риски связаны с возможными неблагоприятными изменениями соответствующего федерального и муниципального законодательства, а также длительностью формирования региональной нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Стратегии. Это может привести к ухудшению условий выполнения мероприятий Стратегии.

Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:

проводить регулярный мониторинг планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве в сфере культуры и смежных областях;

на этапе разработки проектов краевых нормативных правовых актов в сфере культуры привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их реализации.

Финансовые риски. Данные риски выражаются в возможном сокращении или прекращении бюджетного финансирования отдельных мероприятий Стратегии.

Способами ограничения финансовых рисков выступают:

определение приоритетов для первоочередного финансирования;

бюджетное планирование с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;

ежегодное уточнение финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Стратегии бюджетных источников, в зависимости от достигнутых результатов;

улучшение координации софинансирования мероприятий Стратегии из краевого, федерального и муниципального бюджетов;

привлечение внебюджетных источников финансирования.

Административные риски. Риски данной группы связаны с неэффективным управлением Стратегией, что может повлечь за собой снижение управляемости отрасли культуры, нарушение планируемых сроков реализации Стратегии, невыполнение ее цели и задач, недостижение целевых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Стратегии.

Основными условиями снижения административных рисков являются:

формирование эффективной системы управления реализацией Стратегии;

повышение эффективности взаимодействия участников реализации Стратегии;

заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;

создание системы мониторингов реализации Стратегии;

проведение систематического аудита результативности реализации Стратегии;

регулярная публикация в средствах массовой информации отчетов о ходе реализации Стратегии;

своевременная корректировка мероприятий Стратегии.

Существенные неуправляемые риски могут быть обусловлены возможным негативным влиянием ряда факторов политического, социального, экономического и операционного характера.

В случае воздействия каких-либо из указанных выше факторов планируется осуществление оценки масштабов и последствий действия данных факторов, их влияния на достижение главной цели, решение задач Стратегии и получение запланированных результатов, проведение соответствующего уточнения Стратегии.

 

11. Механизм контроля

В целях обеспечения успешной реализации Стратегии формируется специальный механизм контроля, включающий следующие элементы:

создание межведомственной комиссии по культуре при Правительстве края - постоянно действующего рабочего органа, основной задачей которого будет являться принятие ключевых решений, связанных с контролем реализации Стратегии. В состав указанного органа предполагается включить представителей всех основных заинтересованных сторон;

закрепление ответственности за выполнением мероприятий Стратегии за соответствующими органами исполнительной власти края (министерство культуры края, министерство образования и науки края, министерство социальной защиты населения края, министерство природных ресурсов края, министерство здравоохранения края, министерство сельского хозяйства и продовольствия края, министерство экономического развития и внешних связей края, министерство жилищно-коммунального хозяйства края и иные органы исполнительной власти края);

создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение главной цели и решение задач Стратегии.

Межведомственная комиссия по культуре при Правительстве Хабаровского края:

осуществляет управление реализацией Стратегии и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Стратегии, подготавливает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Стратегии, осуществляет контроль за ходом ее реализации и корректировки;

обеспечивает общественное обсуждение результатов Стратегии и представление их в средствах массовой информации;

формирует и ежегодно представляет в Правительство Хабаровского края отчет о достигнутых результатах реализации Стратегии.