Все разделы
Задать вопрос


Методические рекомендации

по повышению эффективности учреждений культуры и оплаты труда в соответствии с отраслевой «дорожной картой» в сфере культуры, разработке показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры в муниципальных образованиях Хабаровского края

 

1. Муниципальные органы самоуправления могут самостоятельно определять дополнительные показатели для достижения установленных в районе ориентиров, соответствующих поставленным целям и задачам.

2. Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры, являются:

2.1. Создание механизма стимулирования работников учреждений культуры, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания муниципальных услуг;

2.2. Поэтапный рост оплаты труда работников учреждений культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в Хабаровском крае в соответствии с Указом;

2.3. Обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, создание предпосылок для появления в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов и менеджеров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы культуры;

2.4. Реорганизация неэффективных учреждений культуры.

3. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры.

3.1. Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры должны осуществляться с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на соответствующий год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.

Учитывая специфику деятельности учреждений культуры, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться библиотеки, культурно-досуговые учреждения и музеи. При этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов).

3.2. Показателями (индикаторами), характеризующими эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, являются:

3.2.1. Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ, и средней заработной платы в Хабаровском крае в 2013-2018 годах.

Показателем динамики примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры со средней заработной платой в регионе понимаются значения, формируемые на основании данных Федеральной службы государственной статистики о заработной плате работников, полученные на основе формы «зп - культура», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2012 г. № 574.

Показатель отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом, предусматривающей повышение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до 100 процентов от средней заработной платы в регионе.

Показатель определяется как отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры в муниципальном районе в отчетном году к среднемесячной заработной плате в регионе в отчетном году.

Примерные (индикативные) значения соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры (приведены в пункте 4.2.1) раздела IV краевой "дорожной карты") являются минимально допустимыми.

3.2.2. Численность работников государственных (муниципальных) учреждений культуры в 2013-2018 годах.

         4. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт.

В раздел включаются следующие подразделы:

4.1. Совершенствование системы оплаты труда, который предусматривает:

4.1.1. Ежегодную разработку (изменений) показателей эффективности деятельности подведомственных органам местного самоуправления учреждений культуры и их руководителей с подготовкой соответствующего правового акта органов местного самоуправления.

         4.1.2. Проведение ежегодных мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности.

Для возможного привлечения не менее трети средств для достижения требуемого уровня повышения оплаты труда работников учреждений культуры рекомендуется провести следующие мероприятия:

4.1.2.1. Реорганизацию неэффективных учреждений путем исключения дублирующих структур, слияния нескольких учреждений;

4.1.2.2. Оптимизацию численности персонала учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;

4.1.2.3. Вывод непрофильных функций учреждения (в том числе младший обслуживающий персонал) на аутсорсинг с учетом сопоставимости стоимости услуг, выполняемых сторонней организацией;

4.1.2.4. Сокращение избыточной численности административно-управленческого персонала;

4.1.2.5. По возможности перевод работников творческих профессий на срочный трудовой договор;

4.1.2.6. По возможности перевод работников младшего обслуживающего персонала, работающих неполный рабочий день, на условия работы по договору гражданского правового характера.

4.1.3. Внесение изменений в Примерные положения по оплате труда работников учреждений культуры, разработанных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

         Указанные изменения учитываются учреждениями в своих Положениях по оплате труда работников.

         4.2. Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.

В данный подраздел включены мероприятия по приведению трудовых договоров руководителей учреждений культуры в соответствии с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения, представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, граждан, претендующих на замещение должности руководителя государственного учреждения культуры, а также граждан,  замещающих указанные должности, проведению проверок достоверности  и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,  представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя учреждения культуры, а также гражданами, замещающими указанные  должности. Соответствующие мероприятия направлены на реализацию норм статьи 275 Трудового кодекса РФ и статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "противодействии коррупции".

         Также в данный раздел рекомендуем включить мероприятие по установлению предельного (не превышающего более чем в 8 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений культуры и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год.

4.3. Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры.

4.3.1. Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры (рекомендуется ежегодно осуществлять обучение не менее 15% работников учреждений культуры с целью увеличения притока кадров в учреждения, имеющих специальную подготовку и повышения качества представляемых услуг.

 Следует предусмотреть мероприятия по повышению квалификации и переподготовке работников учреждений культуры с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям.

В рамках развития кадрового потенциала работников учреждений культуры в 2013-2014 годах будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов.

Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания муниципальных услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений культуры, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов «эффективного контракта»;

           4.3.2. Проведение мероприятий по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений культуры в связи с введением эффективного контракта.

 "Эффективный контракт" - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг, а также меры социальной поддержки. Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при введении «эффективного контракта» в соответствии с пунктом 15 Плана мероприятий по реализации Программы будут разработаны и утверждены Минтрудом России в 1 квартале 2013 года.

Рекомендуется учитывать, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ единственной формой правового оформления трудовых отношений между работником и работодателем является трудовой договор. Введение "эффективного контракта" подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

В качестве одного из мероприятий, направленных на введение "эффективного контракта", рекомендуется предусмотреть повышение квалификации работников учреждений культуры, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников.

Кроме того, рекомендуется в трудовых коллективах, как со стороны администрации учреждений культуры, так и с участием представителей органов местного самоуправления, предусмотреть комплекс мер по проведению разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда работникам культуры и перехода на «эффективный контракт».

Для перехода работников учреждений культуры на "эффективный контракт" необходимо выполнить следующие мероприятия:

4.3.2.1. Разработка и внедрение типовых норм труда, учитывающих современные требования к оказанию муниципальных услуг;

4.3.2.2. Разработка органами местного самоуправления целевых показателей эффективности подведомственных учреждений;

4.3.2.3. Утверждение типового контракта с руководителем муниципального учреждения, предусматривающего в качестве одного из критериев деятельности руководителя для осуществления стимулирующих выплат соотношение средней заработной платы работников в данном учреждении, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей, со средней заработной платой по региону;

4.3.2.4. Утверждение рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работниками при переходе на «эффективный контракт»;

4.3.2.5. Доработка и утверждение критериев и показателей эффективности труда работников учреждений культуры;

4.3.2.6. Перевод работников учреждений культуры на «эффективный контракт»: работа по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с руководителями и работниками учреждений, оказывающих муниципальные услуги;

4.3.2.7. Повышение квалификации работников муниципальных учреждений, осуществляющих работу по оказанию муниципальных услуг.

4.3.3. Раздел предусматривает обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений культуры, с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов.

К 2018 году рекомендуется обеспечить соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений культуры до 1:0,7-1:0,5 (с учетом типа учреждения культуры). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать.

Предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений культуры рекомендуется определить не более 40 процентов.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение (постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583).

Основной персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, непосредственно оказывающие услуги населению в сфере культуры соответствующими учреждениями, а также их прямые руководители (т.е. руководители структурных подразделений по основной деятельности и его заместители).

Перечень (наименование) должностей работников культуры установлен приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», а также должности служащих других отраслей, непосредственно обеспечивающих выполнение основных функций, предусмотренных Уставом учреждения (например: издательские, научные и др.).

Перечень рабочих профессий учреждений установлен приказом Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 №121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии, а также профессии рабочих других отраслей, непосредственно обеспечивающих выполнение основных функций, предусмотренных Уставом учреждения (например: сельскохозяйственные  и др.)".

Вспомогательный персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, создающие условия для оказания учреждением услуги населению в сфере культуры, включая обслуживание зданий и оборудования, не связанных с выполнением непосредственно работ по основной деятельности.

К вспомогательному персоналу относятся работники инженерно-технических служб, младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, вахтеры, гардеробщики, истопники и т.п.), работники экспедиторской службы (включая водителей) и т.п.

Административно - управленческий персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, занятые управлением (организацией) оказания услуг населению данными учреждениями культуры, а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности учреждения.

К административно - управленческому персоналу относятся: руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер, главные специалисты, работники, относящиеся к общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих.

4.3.4. Мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597.

Минкультуры России с 2013 года один раз в полугодие будет осуществлять мониторинг реализации мероприятий по повышению оплаты труда, предусмотренных в государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы и "дорожной карте".

         О порядке проведения мониторинга и сроков представления информации Минкультуры России сообщит дополнительно.

         Органы местного самоуправления с целью выполнения мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", осуществляют ее информационное сопровождение:

4.3.4.1. Организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах;

4.3.4.2. Публикации в средствах массовой информации;

4.3.4.3. Проведение семинаров и других мероприятий.

         Для оценки результатов реализации "дорожной карты" в Минкультуры России будет создана постоянно действующая рабочая группа с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ.

         В целях определения объемов средств и выделения субсидий органам местного самоуправления на выполнение параметров, установленных Указом Президента РФ, министерством финансов Хабаровского края планируется разработать Порядок условий и критериев для предоставления дотаций из средств краевого бюджета.

Во исполнение подпункта «а» пункта 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" рекомендуется активизировать работу и принять меры, обеспечивающие повышение заработной платы работников учреждений культуры с 2013 года опережающими темпами.

 

 

 

 

Приложение 1

 

Перечень мероприятий, направленных на повышение качества предоставления муниципальных услуг в сфере культуры

 

№ п.п

Наименование мероприятия

Результат

Сроки исполнения

Исполнители

1

2

3

5

4

1.

Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры и их руководителей

правовые акты органов местного самоуправления

ежегодно

до 30 июня

органы местного самоуправления

2.

Разработка и проведение мероприятий по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет оптимизации расходов по отрасли и привлечению средств от приносящей доход деятельности учреждений отрасли

достижение индикаторов, определенных в Указе Президента России  от 07 мая 2012 г. № 597

ежегодно до 25 января

органы местного самоуправления, органы управления культуры городских округов и муниципальных районов края, муниципальные учреждения культуры и образования в сфере культуры

3.

Представление руководителем учреждения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей

трудовые договоры с руководителями учреждений

ежегодно

до 30 апреля, а также при проведении конкурса или трудоустройстве

 

 

органы местного самоуправления, органы управления культуры городских округов и муниципальных районов края, муниципальные учреждения культуры и образования в сфере культуры

4.

Проведение мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений культуры в связи с введением эффективного контракта

трудовые договоры работников

ежегодно до 25 января

органы местного самоуправления, органы управления культуры городских округов и муниципальных районов края, муниципальные учреждения культуры и образования в сфере культуры

5.

Информационное сопровождение «дорожной карты» - организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение совещаний и других мероприятий

публикации в средствах массовой информации, проведение совещаний и других мероприятий

2013-2018 годы

органы местного самоуправления, органы управления культуры городских округов и муниципальных районов края, муниципальные учреждения культуры и образования в сфере культуры

6

Мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год.

достижение индикаторов, определенных в Указе Президента России от 07 мая 2012 г. № 597

2013-2018 годы

органы местного самоуправления, органы управления культуры городских округов и муниципальных районов края, муниципальные учреждения культуры и образования в сфере культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Перечень показателей эффективности и значения индикаторов данных показателей по направлению "Повышение эффективности и качества услуг культуры в Хабаровском крае на 2013-2018 годы"

 

С ростом эффективности и качества, предоставляемых населению услуг будут достигнуты следующие целевые показатели (индикаторы):

1) Индекс удовлетворенности населения качеством и доступностью услуг в сфере культуры:                                                             

(процентов)

  2012  

  2013  

  2014  

  2015  

   2016  

   2017   

   2018  

  80,21 

  81,24 

  82,29 

  82,29 

  82,29  

   82,29  

  82,29  

         2) Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом):

                            (процентов)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

3,1

3,2

3,3

3,5

3,8

4

4,2

 

3) Увеличение числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей:

(процентов)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1,9

2

3

5

6

7

8

 

4) Увеличение численности участников культурно - досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом):

(процентов)

 

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

6,5

6,6

6,7

6,8

7,0

7,1

7,2

 

5) Увеличение количества библиографических записей на издания их фондов краевых библиотек, переданных в сводный электронный каталог библиотек России (по сравнению с предыдущим годом):

(процентов)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1,7

 

1,8

 

1,9

 

2

 

2,1

 

2,2

 

2,3

 

 

6) Увеличение доли общедоступных библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве общедоступных библиотек края:

(процентов)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

37

39

46

55

65

74

83

 

7) Увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых на территории края:

(единиц)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

454

550

625

665

698

708

708

 

8) Увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда:

(процентов)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

8,4

8,5

8,6

8,7

8,8

8,9

9,0

 

9) Увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети "Интернет", в общем количестве музеев Хабаровского края:

(процентов)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

42

70

76

82

88

88

88

 

10) Увеличение передвижных выставок (передвижного фонда) краевых музеев для экспонирования в муниципальных образованиях Хабаровского края:

(единиц)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

-

14

17

19

20

22

25

 

11) Увеличение посещаемости музейных учреждений:

 

(посещений на 1 жителя в год)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

0,33

0,38

0,42

0,47

0,52

0,55

0,55

 

12) Увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия:

(процентов)

  2012  

  2013  

  2014  

  2015  

   2016  

   2017   

   2018  

   7,9  

   16   

   24   

   32   

    40   

    45    

    50   

 

13) доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности:

(процентов)

  2012  

  2013  

  2014  

  2015  

   2016  

   2017   

   2018  

79

   74   

  69  

  65

    60   

   55

   50  

 

14) Увеличение к 2018 году числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным  программам, в возрасте от 5 до 18 лет в процентном отношении от общего числа детей в регионе:

                                                                                     (процентов)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

7

7,6

8,3

8,3

8,3

8,3

8,3

 

 

15) динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и средней заработной платы по региону:

(процентов)

  2012  

  2013  

  2014  

  2015  

   2016  

   2017   

   2018  

  59,5  

  56,1  

  64,9  

  73,7  

   82,4  

   91,2   

   100   

 

16) Снижение доли муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта

(процентов)

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

0,028

0,024

0,019

0,015

0,010

0,006

0,0

_________________