Все разделы
Задать вопрос


УТВЕРЖДЕНА         
   постановлением       
Правительства        
Хабаровского края     
от _________ № _______

 

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

"КУЛЬТУРА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ (2012-2020)"

 

ПАСПОРТ

государственной целевой программы
«Культура Хабаровского края (2012-2020)»

 

Ответственный исполнитель программы

-

министерство культуры Хабаровского края

Соисполнители программы

-

министерство строительства Хабаровского края;

министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края

Долгосрочные краевые целевые программы

 

реализация долгосрочных краевых целевых программ не предусмотрена

Основные мероприятия

-

сохранение и популяризация объектов культурного наследия;

развитие библиотечного дела;

развитие музейного дела;

развитие театрального искусства;

развитие музыкального искусства;

развитие циркового искусства;

развитие киноискусства;

развитие культурно-досугового обслуживания населения;

поддержка творческой деятельности, народных художественных промыслов, традиционной народной культуры;

руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления Хабаровского края;

развитие системы образования в сфере культуры

Цель программы

 

наиболее полное удовлетворение растущих и изменяющихся культурных запросов и нужд населения края

Задачи программы

 

сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа к культурным ценностям и информации;

поддержка и развитие художественно-творческой деятельности;

укрепление регионального потенциала отрасли и управление реализацией государственной программы

Целевые показатели (индикаторы) программы

 

доля свободного времени населения, занятого потреблением услуг культуры, процентов;

количество посещений организаций культуры по отношению к уровню предыдущего года, процентов;

индекс удовлетворенности населения качеством и доступностью услуг в сфере культуры, процентов

Этапы и сроки реализации программы

 

2012 - 2020 годы, в том числе:

I этап - 2012 - 2015 годы;

II этап - 2016 - 2020 годы

Финансовое обеспечение реализации программы

 

общий объем финансирования:

35 692 394,35 тыс. рублей, из них:

- за счет средств федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей;

 - за счет средств краевого бюджета -       8 607 827,02 тыс. рублей, в том числе:

2012 г. - 930 813,31 тыс. рублей;

2013 г. - 946 443,50 тыс. рублей;

2014 г. - 961 510,03 тыс. рублей;

2015 г. - 961 510,03 тыс. рублей;

2016-2020 гг. - 4 807 550,15 тыс. рублей;

за счет средств бюджетов муници­пальных образований (по согласованию) - 22 079 871,64 тыс. рублей, из них:

2012 г. - 1 882 961,70 тыс. рублей;

2013 г. - 2 200 229,22 тыс. рублей;

2014 г. - 2 570 954,39 тыс. рублей;

2015 г. - 2 570 954,39 тыс. рублей;

2016-2020 гг. - 12 854 771,94 тыс. рублей;

за счет средств организаций (по согла­сованию) - 5 004 695,70 тыс. рублей, из них:

2012 г. - 303 143,46 тыс. рублей;

2013 г. - 430 093,79 тыс. рублей;

2014 г. - 610 208,35 тыс. рублей;

2015 г. - 610 208,35 тыс. рублей;

2016-2020 гг. - 3 051 041,75 тыс. рублей.

Конечный результат реализации программы

 

достижение следующих показателей:

- доля свободного времени населения, занятого потреблением услуг культуры превысит 18,36 процента;

- количество посещений организаций культуры по отношению к уровню предыдущего года составит более 110,59 процента;

- индекс удовлетворенности населения качеством и доступностью услуг в сфере культуры превысит 82,29 процента.

 

1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной целевой программы

Культура играет основополагающую роль в социально-экономическом развитии Хабаровского края, формировании человеческого капитала, обеспечении достойного уровня и качества жизни населения.

Государственная политика в сфере культуры в крае направлена на обеспечение конституционных прав граждан по созданию, сохранению и освоению культурных ценностей, реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества, обеспечение эффективного научно обоснованного управления культурными процессами, протекающими на территории края, с учетом интересов и запросов населения края, анализа состояния отрасли и тенденций ее развития.

В 2009-2011 гг. Комплекс мер по развитию культуры в Хабаровском крае осуществлялся по следующим направлениям:

охрана, сохранение и использование объектов культурного наследия народов края: недвижимые памятники истории и культуры;

развитие музейного дела;

организация библиотечного обслуживания населения края;

организация и поддержка учреждений культуры края, в т.ч.:

в области театрального и музыкального искусства;

в области проката цирковых программ и киновидеообслуживания населения края;

в области культурно-досуговой деятельности и развития народного художественного творчества;

создание условий для деятельности творческих союзов и объединений;

сохранение и развитие традиционной народной культуры и народных художественных промыслов;

сохранение и формирование кадрового потенциала сферы культуры;

использование потенциала учреждений культуры и искусства в реализации социально-экономической политики на краевом и муниципальном уровнях;

укрепление единого культурного пространства России, развитие международного и межрегионального сотрудничества.

С 2011 года государственная политика в сфере культуры края реализуется на основании Стратегии развития культуры Хабаровского края на период до 2025 года.

Отрасль культуры Хабаровского края представляют 697 учреждений культуры, 15 из которых являются краевыми, 1 - федеральное высшее учебное заведение, 681 - учреждение муниципальных образований.

По количеству объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения, находящихся под государственной охраной, Хабаровский край занимает четвертое место среди девяти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ (далее также - ДФО).

В отрасли трудится 7 054 работника культуры и деятелей искусств, в том числе 5,6 тыс. человек - в муниципальных учреждениях культуры, 116 работников отрасли имеют почётные звания: Народный артист Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный художник Российской Федерации.

По итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края в сфере культуры за 2011 год:

- удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры в период с 2009-2011 гг. увеличился с 160,8 % до 171,0 %;

- количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения увеличилось с 226 до 241 единиц;

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства в 2009 г. составляла 10012 рублей, а к 2011 г. - 14390 рублей.

Успешное развитие сферы культуры Хабаровского края является необходимым условием достижения стратегических целей и приоритетных задач Правительства края в долгосрочной перспективе.

 Выполнение данного условия предполагает решение ряда ключевых проблем, характеризующих современное состояние сферы культуры края:

1. Снижение доступности культурных продуктов и образования в сфере культуры для населения края.

Среди причин этой проблемы - сокращение сети учреждений культуры и резкие диспропорции в обеспечении населения услугами организаций культуры.

По результатам оценки, проведенной с учетом методических положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. № 1683-р «О методике определение нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры», уровень обеспеченности населения Хабаровского края учреждениями культуры во многом не соответствует установленным социальным нормативам и нормам.

По состоянию на конец 2011 года обеспеченность населения государственными и муниципальными учреждениями культуры по краю составляла:

-       библиотеками -91,6 %;

-       культурно-досуговыми учреждениями - 54,6 %;

-       парками (садами) - 14,0 %.

За период 2000-2011 гг. количество учреждений культуры Хабаровского края сократилось на 33 единицы, или на 4,6%. В наибольшей степени сокращение, коснулось учреждений культурно-досугового типа в том числе за счет объединения нескольких учреждений в одно.

2. Устаревание и недостаток материально-технической базы учреждений культуры, (зданий, специализированного оборудования, реквизита и т.д.).

Материально-техническая база учреждений культуры в настоящее время не соответствует современным стандартам, информационным и культурным запросам населения края.

В этих условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры края все сложнее конкурировать с другими организациями в борьбе за свободное время и расходы граждан и домохозяйств в условиях распространения средств массовой коммуникации и массовых видов искусств, стремительного развития рынка электронных изданий и устройств для чтения электронных книг, информационных технологий.

Особого внимания требуют муниципальные учреждения культуры, находящиеся в труднодоступных населенных пунктах края и нуждающиеся в предоставлении различных форм государственной поддержки.

3. Недостаточно активная маркетинговая политика по продвижению региональных культурных продуктов на российском и международном рынках.

4. Проблемы, связанные с недостаточным финансированием сферы культуры и неразвитостью механизмов привлечения внебюджетного финансирования.

5. Проблемы обеспечения сохранности имущества организаций культуры, в том числе в части установки и функционирования систем противопожарной безопасности, сигнализации.

6. Кадровые проблемы, включая невысокий престиж профессии работников сферы культуры, низкий уровень заработной платы, проблемы жилищной обеспеченности работников, и привлечения молодых специалистов в отрасль, как следствие, старение кадров и др.

7. Крайне медленное внедрение современных информационных технологий и инноваций в сферу культуры в условиях радикального изменения информационного пространства Российской Федерации, нарастания темпов процессов глобализации, массовой компьютеризации, технологического развития сетей связи нового поколения и роста числа пользователей этими сетями.

8. Обеспечение равных возможностей для культурной и творческой деятельности представителей приоритетных категорий населения (детей, молодежи, граждан с ограниченными возможностями, граждан, проживающих в сельской местности, представителей национальных культурных центров), которые в наибольшей степени нуждаются во внимании со стороны государства.

Остро данная проблема стоит перед гражданами, проживающими в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах Хабаровского края, что в большей степени обусловлено низким доступом к высококачественным услугам организаций культуры.

9. Недостаточная поддержка деятельности национально-культурных центров со стороны государства,  утрата языковой, культурной и этнической самобытности малых народов и народностей края.

10. Проводимые на федеральном и региональном уровне реформы государственного управления (административная и бюджетная реформы) предъявляют качественно иные требования к организации системы управления развитием сферы культуры Хабаровского края.

Требует совершенствования нормативно-правовая база в сфере культуры и смежных отраслях. Действующая система учета и отчетности в сфере культуры не обеспечивает в полной мере органы государственного и муниципального управления края полной и достоверной статистической и финансовой информацией об основных показателях развития отрасли.

Отдельной проблемой в сфере культуры края является несогласованность действий органов управления. Не сформированы механизмы взаимодействия между учреждениями культуры и образовательными, социальными, туристическими организациями, средствами массовой информации.

Сохранение негативных тенденций, сложившихся в сфере культуры края, может повлечь за собой ухудшение качества жизни населения края, снижение исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения, разрушение системы культурных ценностей, подмену их массовой псевдокультурой, разрушающей нравственные устои общества, обострение социальных, в том числе национально-этнических, этноконфессиональных проблем, усиление миграционного оттока, появление угроз национальной безопасности.

В целях улучшения состояния краевой сферы культуры и обеспечения устойчивого ее развития в долгосрочной перспективе разработана краевая государственная программа «Культура Хабаровского края» на 2012-2020 гг.

 

2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере культуры. Цели и задачи государственной целевой программы

Государственная политика Хабаровского края в сфере культуры увязана с приоритетами и целями государственной политики в сфере культуры, установленными в Концепции долгосрочного социального экономического развития Российской Федерации, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, долгосрочных и среднесрочных стратегиях развития отдельных отраслей сферы культуры, иных стратегических документах, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

На краевом уровне положения федеральных документов развиваются в Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

Главной целью Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

В рамках формирования на территории края комфортной и безопасной среды проживания для населения, планируется в максимальной степени нивелировать сложившийся уровень отставания стандартов культурного обслуживания в регионе от среднего уровня для европейских районов страны.

Создание условий для сохранения библиотечного фонда, культурного наследия, повышение доступности населения к духовным ценностям, увеличение объемов услуг в различных видах культурной деятельности относятся в Стратегии к числу главных задач развития социальной сферы, которые необходимо решить при помощи инноваций.

В настоящее время ключевым документом, устанавливающим долгосрочные приоритеты культуры, является Стратегия развития сферы культуры в Хабаровском крае до 2025 года, согласно которой, главная цель развития сферы культуры - наиболее полное удовлетворение растущих и изменяющихся культурных запросов и нужд населения края.

Для достижения данной цели Стратегией предусмотрено решение трех задач.

Задача 1. Сохранение культурного наследия и расширение доступа граждан к культурным ценностям и информации.

Решение данной задачи предполагается осуществлять по следующим направлениям:

-       сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры, парков культуры и отдыха, зоо-и ботанических садов, уникальных в историко-культурном отношении территорий и других рекреационных объектов культуры);

-       развитие библиотечного дела;

-       развитие музейного дела.

Задача 2. Поддержка и развитие художественно-творческой деятельности;

Основными направлениями выполнения данной задачи являются:

-       поддержка творческих инициатив населения края в сфере культуры;

-       развитие исполнительских искусств;

-       развитие культурно-досугового обслуживания населения;

-       развитие традиционной народной культуры.

Задача 3. Укрепление регионального потенциала отрасли и управление реализацией государственной программы.

В рамках решения данной задачи предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:

-       научное и методическое обеспечение развития сферы культуры;

-       развитие культурных индустрий;

-       совершенствование механизмов межведомственного, межрегионального и международного взаимодействия в сфере культуры;

-       продвижение региональных культурных продуктов;

-       внедрение передовых информационных технологий в процессы деятельности учреждений культуры;

-       развитие кадрового потенциала сферы культуры;

-       совершенствование системы управления сферой культуры края;

-       развитие системы образования в сфере культуры.

В Стратегии выделены приоритетные категории потребителей культурных услуг в крае, к которым отнесены дети, лица с ограниченными возможностями, представители национальных организаций, национальных культурных центров и сельское население.

Среднесрочные приоритеты развития сферы культуры в крае закреплены в Основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011-2015 годов.

В указанный период развитие сферы культуры края будет направлено на сохранение культурного наследия народов, развитие профессионального искусства, библиотечного дела, активизацию народного творчества, улучшение культурно-досуговой работы и кинообслуживания населения края.

В соответствии с долгосрочными целями и приоритетами развития сферы культуры в России и Хабаровском крае, основной целью краевой государственной программы является наиболее полное удовлетворение растущих и изменяющихся культурных запросов и нужд населения края.

Достижение основной цели предполагает решение ряда задач:

Задача 1. Сохранение культурного наследия и расширение доступа к культурным ценностям и информации;

Задача 2. Поддержка и развитие художественно-творческой деятельности;

Задача 3. Укрепление регионального потенциала отрасли и управление реализацией государственной программы.

Выполнение указанных задач будет осуществляться в условиях преодоления негативных тенденций, сложившихся в сфере культуры Российской Федерации и Хабаровского края.

Однако предполагается, что уже в среднесрочной перспективе (2013-2016 гг.) акценты краевой государственной культурной политики будут перенесены с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отрасли культуры, на меры стратегического характера.

На федеральном уровне отмечается тенденция развития регионального компонента в культуре, децентрализации управления в сфере культуры, вследствие чего все больше инструментов государственной культурной политики в прогнозный период до 2020 года будет передано с федерального уровня на региональный.

Реализация инновационного сценария социально-экономического развития Хабаровского края позволит обеспечить расширение форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры. Это предполагает увеличение доли расходов консолидированного бюджета Хабаровского края на культуру в общем объеме расходов бюджета.

 

3. Прогноз конечных результатов государственной целевой программы

Основными ожидаемыми результатами реализации краевой государственной программы должны стать:

- достижение следующих показателей:

- доля свободного времени населения, занятого потреблением услуг культуры превысит 18,36 процента;

- количество посещений организаций культуры по отношению к уровню предыдущего года составит более 110,59 процента;

- индекс удовлетворенности населения качеством и доступностью услуг в сфере культуры превысит 82,29 процента;

Кроме того предусматривается:

увеличение доли расходов на культуру в валовом региональном продукте;

увеличение расходов на культуру в расчете на душу населения;

рост инвестиций в сферу культуры;

рост объема реализации платных услуг населению Хабаровского края учреждениями культуры;

повышение культурного уровня населения Хабаровского края;

улучшение качества жизни населения за счет обеспечения больших возможностей доступа к информации и культурным ценностям, в том числе изменение качества жизни сельских жителей, развитие у них новых интеллектуальных потребностей путем предоставления качественных информационно-правовых услуг, адаптация жителей сельских поселений края к современным условиям жизни;

повышение индекса развития человеческого потенциала региона;

снижение численности населения, в первую очередь молодежи, состоящих в группах социального риска;

снижение масштабов асоциальных явлений (алкоголизма, наркомании, табакокурения и др.);

создание средствами культуры дополнительных условий для оздоровления населения региона, снижения уровня смертности и заболеваемости населения;

повышение привлекательности региона как места жительства населения и стабилизация наметившейся позитивной демографической динамики;

укрепление единого культурного пространства, культурных связей между районами, регионами, обеспечение доступа к культурным ценностями информационным ресурсам различных групп граждан;

преодоление цифрового и информационного неравенства для населения Хабаровского края как удаленного от центра России региона;

повышение профессионального уровня работников учреждений культуры края, их обучение новым технологиям и формам работы, что в результате позволит повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;

рост зрительского интереса к работе театров и концертных организаций, увеличение количества проводимых фольклорных фестивалей, выставок народного творчества, музыкального и танцевального народного творчества, увеличение уровня охвата сельских жителей нестационарным культурным обслуживанием;

усовершенствование системы автоматизированного сбора статистической информации о деятельности учреждений культуры в результате информатизации отрасли культуры;

повышение конкурентоспособности организаций культуры;

создание новых производительных рабочих мест в организациях сферы культуры;

снижение уровня безработицы;

сохранение и повышение разнообразия национальных культур;

повышение толерантности среди населения;

повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;

повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на сохранение и развитие сферы культуры.

 

4. Сроки и этапы реализации государственной целевой программы

Государственная целевая программа «Культура Хабаровского края» планируется к реализации в течение 2012 - 2020 годов.

Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:

I этап: 2012 - 2015 годы;

II этап: 2016 - 2020 годы.

Реализация I этапа будет осуществляться в условиях преодоления негативных последствий мирового экономического кризиса и предполагает акцент на повышении эффективности деятельности органов и организаций культуры с учетом реально сложившейся ситуации и ограниченности ресурсного обеспечения.

К концу первого этапа реализации программы планируется повышение позиций Хабаровского края в рейтинге Дальневосточного федерального округа по совокупности показателей востребованности учреждений культуры края с восьмого места до третьего.

Это станет возможным, в том числе, на основе укрепления и развития материально-технической базы муниципальных учреждений культуры за счет средств краевого бюджета.

В рамках укрепления материально-технической базы учреждений культуры предполагается оснащение их специализированным оборудованием (музыкальные инструменты, свето-звуковое, фондовое, экспозиционное и прочее оборудование, профессиональная звукоусилительная и звуковоспроизводящая аппаратура, библиобусы и автоклубы, зрительские кресла, сценические костюмы, реквизит и т.д.), что даст новый толчок в развитии сферы культуры в муниципальных образованиях, которые смогут конкурировать в рыночных условиях, а также появится возможность увеличения уровня доходов от собственной деятельности.

На II этапе предполагается обеспечить развитие сферы культуры Хабаровского края с широким внедрением инноваций.

Параметры реализации государственной целевой программы для II этапа будут уточнены до 1 января 2017 г. на основе результатов I этапа выполнения основных мероприятий программы.

 

5. Перечень показателей (индикаторов) государственной целевой программы

Для оценки успешности реализации государственной целевой программы будут использованы показатели (индикаторы), характеризующие:

достижение цели краевой государственной программы;

результаты решения задач и выполнения основных мероприятий краевой государственной программы.

Показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели краевой государственной программы включают:

-       долю свободного времени населения, занятого потреблением услуг культуры, процент;

-       количество посещений организаций культуры по отношению к уровню предыдущего года, процент;

-       индекс удовлетворенности населения качеством и доступностью услуг в сфере культуры, процент.

Мониторинг значений показателя «Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню предыдущего года» предполагается вести в разрезе уровней управления в сфере культуры, т.е.:

- всего по Хабаровскому краю;

 - по учреждениям, находящимся в ведении министерства культуры Хабаровского края;

 - по учреждениям, находящимся в ведении муниципальных органов управления в сфере культуры.

Остальные два показателя будут рассматриваться в целом по Хабаровскому краю.

Полный перечень показателей (индикаторов) краевой государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам и этапам ее реализации представлен в Приложении 1.

 

6. Перечень и краткое описание целевых программ, включаемых в краевую государственную программу, обобщенная характеристика основных мероприятий

В рамках реализации краевой государственной программы «Культура Хабаровского края» выполнение отдельных долгосрочных краевых целевых программ не предусмотрено.

Достижение цели и решение задач краевой государственной программы осуществляется на основе проведения одиннадцати основных мероприятий.

Основные мероприятия краевой государственной программы предполагаются к реализации в срок с 2012 по 2020 гг.

На решение задачи по сохранению культурного и исторического наследия, расширению доступа к культурным ценностям и информации будут направлены основные мероприятия по:

«Сохранению и популяризации объектов культурного наследия»;

«Развитию библиотечного дела»;

«Развитию музейного дела».

Решение задачи по поддержке и развитию художественно-творческой деятельности предполагает выполнение основных мероприятий по:

«Развитию театрального искусства»;

«Развитию музыкального искусства»;

«Развитию циркового искусства»;

«Развитию киноискусства»;

«Развитию культурно-досугового обслуживания населения»;

 «Поддержке творческой деятельности, традиционной народной культуры, народных художественных промыслов».

В рамках решения задачи по управлению реализацией краевой государственной программы и укреплению регионального потенциала отрасли планируется реализация основных мероприятий:

«Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления Хабаровского края»;

«Развитие системы образования в сфере культуры».

Непосредственными результатами реализации основного мероприятия «Сохранение и популяризация объектов культурного наследия» должны стать:

обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации;

увеличение доли объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным (не требуется проведения противоаварийных работ и капитального ремонта);

увеличение площади парков.

Непосредственными результатами реализации основного мероприятия «Развитие библиотечного дела» будут:

повышение охвата населения Хабаровского края библиотечным обслуживанием;

увеличение среднего числа посещений библиотек;

внедрение информационных технологий и создание качественных электронных ресурсов библиотек;

увеличение среднего числа книговыдач в библиотеках;

увеличение количества экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек;

повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек (с учетом установленных нормативов);

рост индекса удовлетворенности населения края качеством и доступностью предоставляемых библиотечных услуг.

Непосредственные результаты реализации основного мероприятия «Развитие музейного дела» включают:

обеспечение сохранности и использования Музейного фонда Хабаровского края, развитие музеев;

увеличение среднего числа посещений музеев;

увеличение среднего числа выставок;

рост индекса удовлетворенности населения края качеством и доступностью предоставляемых музейных услуг.

Непосредственные результаты реализации основного мероприятия «Развитие театрального искусства» предусматривают:

увеличение среднего числа зрителей на мероприятиях театров;

рост индекса удовлетворенности населения края качеством и доступностью предоставляемых театральных услуг.

Непосредственные результаты реализации основного мероприятия «Развитие музыкального искусства» - это:

увеличение среднего числа зрителей на мероприятиях концертных организаций, самостоятельных коллективов;

рост индекса удовлетворенности населения края качеством и доступностью предоставляемых концертных услуг.

Непосредственные результаты реализации основного мероприятия «Развитие циркового искусства» включают:

увеличение среднего числа зрителей на мероприятиях цирка;

рост индекса удовлетворенности населения края качеством и доступностью предоставляемых цирковых услуг.

Непосредственными результатами реализации основного мероприятия «Развитие киноискусства» должны стать:

увеличение среднего числа посещений мероприятий организаций, осуществляющих кинопоказ;

рост индекса удовлетворенности населения края качеством и доступностью предоставляемых услуг по демонстрации кинофильмов и кинопрокату.

Непосредственными результатами реализации основного мероприятия «Развитие культурно-досугового обслуживания населения» станут:

обеспечение вовлечения всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

увеличение среднего числа участников клубных формирований;

увеличение среднего числа посетителей мероприятий учреждений культурно-досугового типа;

увеличение удельного веса населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры;

повышение обеспеченности зрительскими местами учреждений культурно-досугового типа;

рост индекса удовлетворенности населения края качеством и доступностью предоставляемых культурно-досуговых услуг.

Непосредственные результаты реализации основного мероприятия «Поддержка творческой деятельности, народных художественных промыслов, традиционной народной культуры» предусматривают:

обеспечение государственной (муниципальной) поддержки деятелей культуры Хабаровского края;

обеспечение государственной (муниципальной) поддержки творческих союзов (объединений);

обеспечение государственной (муниципальной) поддержки дарований и творческих инициатив населения;

обеспечение государственной (муниципальной) поддержки организаций культуры;

обеспечение преемственности культурных традиций;

создание условий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры народов Хабаровского края;

сохранение и развитие народных художественных промыслов в крае;

сохранение и развитие традиционной казачьей культуры.

В результате реализации основного мероприятия «Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления Хабаровского края»:

Хабаровский край займет третье место в рейтинге Дальневосточного федерального округа по совокупности показателей востребованности учреждений культуры края;

отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона, составит не менее 64,79 процента;

увеличится доля внебюджетных источников в общем объеме финансирования сферы культуры края;

повысится уровень удовлетворенности работников сферы культуры трудом;

возрастет доля зданий учреждений отрасли, прошедших капитальный ремонт из числа нуждающихся в нём;

увеличится доля учреждений отрасли, оснащенных специализированным оборудованием и музыкальными инструментами к числу учреждений, нуждающихся в них.

Непосредственные результаты реализации основного мероприятия «Развитие системы образования в сфере культуры» будут включать:

увеличение среднего числа детей от 7 до 15 лет, обучающихся в детских школах искусств и детских музыкальных школах, в расчете на 1 тыс. человек данной категории;

рост индекса удовлетворенности населения края качеством и доступностью предоставляемых образовательных услуг в сфере культуры.

Состав мероприятий, конкретизирующих основные мероприятия государственной целевой программы, а также обобщенная характеристика последствий нереализации государственной целевой программы, представлены в Приложении 2.

В рамках государственной целевой программы муниципальные образования Хабаровского края участвуют в реализации всего комплекса основных мероприятий, поскольку общие вопросы культуры в соответствии с Конституцией Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Так, законом Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) определены следующие полномочия органов местного самоуправления в области культуры.

Полномочия органов местного самоуправления поселений:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

Полномочия органов местного самоуправления муниципального района:

организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

 

  7. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования

 

В рамках государственной целевой программы будут реализованы меры по совершенствованию правового регулирования вопросов в сфере культуры Хабаровского края.

Разработка и утверждение регионального закона «О культуре» обеспечит установление правовых оснований для:

- обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, народов и иных этнических общностей в сфере культуры в Хабаровском крае;

- нормативного закрепления основных принципов и целей краевой государственной политики в сфере культуры;

- создания благоприятных правовых условий для развития всех видов деятельности в сфере культуры и учреждений культуры всех видов и форм собственности;

- повышения объемов, качества, разнообразия и доступности услуг, предоставляемых потребителям учреждениями культуры;

- совершенствования взаимоотношений учреждений культуры с органами государственной власти Хабаровского края, органами местного самоуправления в сфере культуры, а также иными организациями;

- и др.

Предметом законодательного регулирования станут общественные отношения в сфере культуры в Хабаровском крае, а также правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в указанной сфере.

Основной идеей законопроекта «О культуре» является системное регулирование основных правоотношений в сфере развития культуры в Хабаровском крае, а также национальных культур народов, проживающих в Хабаровском крае, в соответствии с утвержденными приоритетами краевой государственной социально-экономической политики.

Развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом становится особенно важной в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития.

Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной целевой программы представлены в Приложении 3.

 

8. Информация по ресурсному обеспечению реализации государственной целевой программы

Реализация основных мероприятий государственной целевой программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств организаций.

Общий прогнозируемый объем финансирования мероприятий государственной целевой программы составляет 35 692 394,35 тыс. рублей, в том числе, средства краевого бюджета - 8 607 827,02 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 22 079 871,64 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников (средств организаций) - 5 004 695,70 тыс. рублей, в том числе:

I этап - 14 979 030,52 тыс. рублей, из них:

- средства краевого бюджета - 3 800 276,87 тыс. рублей, в том числе:

2012 г. - 930 813,31 тыс. рублей;

2013 г. - 946 443,50 тыс. рублей;

2014 г. - 961 510,03 тыс. рублей;

2015 г. - 961 510,03 тыс. рублей;

- средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию) - 9 225 099,7 тыс. рублей, в том числе:

2012 г. - 1 882 961,70 тыс. рублей;

2013 г. - 2 200 229,22 тыс. рублей;

2014 г. - 2 570 954,39 тыс. рублей;

2015 г. - 2 570 954,39 тыс. рублей;

- средства из внебюджетных источников, средств организаций (по согласованию) - 1 953 653,95 тыс. рублей, в том числе:

2012 г. - 303 143,46 тыс. рублей;

2013 г. - 430 093,79 тыс. рублей;

2014 г. - 610 208,35 тыс. рублей;

2015 г. - 610 208,35 тыс. рублей;

II этап - 20 713 363,84 тыс. рублей, из них:

- средства краевого бюджета -4 807 550,15 тыс. рублей;

- средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию)- 12 854 771,94 тыс. рублей;

- средства из внебюджетных источников, средств организаций (по согласованию) - 3 051 041,75 тыс. рублей.

В рамках государственной целевой программы «Культура Хабаровского края» предусматривается выполнение государственных заданий краевыми государственными учреждениями культуры.

Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении министерства культуры Хабаровского края государственными бюджетными и автономными учреждениями утверждён приказом министерства культуры края.

Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной целевой программы «Культура Хабаровского края» представлен в Приложении 4.

Информация по ресурсному обеспечению реализации государственной целевой программы за счет средств краевого бюджета с указанием главных распорядителей бюджетных средств, а также по годам реализации приведена в приложении № 5 к настоящей программе. Порядок (правила) предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей в сфере культуры, устанавливается Правительством края.

Информация по ресурсному обеспечению и прогнозной (справочной) оценке расходов краевого бюджета, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета бюджету Хабаровского края, расходов бюджетов муниципальных образований края и средств организаций на реализацию программы приведена в приложении № 6 к государственной целевой программе.

         Информация по объектам капитального строительства, включенным в государственную целевую программу «Культура Хабаровского края», приведена в Приложении 6.1 к настоящей программе.

         Стратегическое комплексное развитие активной государственной политики в сфере культуры, усиление инвестиционной составляющей, повышение системности межрегионального, международного и приграничного сотрудничества в сфере культуры, развитие инноваций по всем направлениям деятельности в сфере культуры требует расширения механизмов привлечения дополнительных объемов финансовых средств в отрасль, ресурсного обеспечения направлений, связанных с созданием условий для повышения доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры, развитием механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры, традиционной народной культуры, стимулированием развития новых направлений, видов и жанров искусства, обеспечением поддержки новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, развитием механизмов содействия муниципальным культурным инициативам, межмуниципальной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности, модернизацией системы хранения культурных ценностей, расширением объема реставрационных и историко-охранных работ, внедрением современных информационных технологий, оказанием содействия в сохранении нематериального культурного наследия, традиционной народной культуры, укреплением культурного потенциала края и др. Для реализации поставленных задач прогнозируется привлечение дополнительных ресурсов.

Влияние выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели (индикаторы), сроки и непосредственные результаты реализации мероприятий программы, приведены в Приложениях № 7, 8 к программе.

 

9. Анализ рисков реализации государственной целевой программы и описание мер управления рисками

Реализация государственной целевой программы «Культура Хабаровского края» сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.

К их числу относятся макроэкономические риски, связанные с возможностями снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей государства в реализации наиболее затратных мероприятий государственной целевой программы, в т.ч. мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры и т.п.

Экономические риски могут также повлечь изменения стоимости предоставления государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), что может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения края.

Операционные риски, имеющие место, связаны с несовершенством системы управления, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой государственной целевой программы. Эти риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов.

Риски ухудшения международных или межрегиональных отношений в области культуры и смежных с ней областях. Эти риски могут привести к резкому уменьшению объема информации, получаемой в рамках культурного обмена, а также снижению возможностей края в проведении культурных мероприятий, проводимых в рамках гастрольной деятельности.

Техногенные и экологические риски, связанные с возникновением крупной техногенной или экологической катастрофы. Эти риски могут привести к отвлечению средств от финансирования краевой программы в сфере культуры в пользу других направлений развития края и переориентации на ликвидацию последствий катастрофы.

Риски финансовой необеспеченности, имеющие место, связаны с недостаточностью бюджетных средств на реализацию государственной целевой программы. Эти риски могут привести к не достижению запланированных результатов и (или) индикаторов, нарушению сроков выполнения мероприятий, отрицательной динамике показателей и ухудшению рейтинговой ситуации субъекта в составе Дальневосточного Федерального округа и Российской Федерации.

В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной целевой программы предусматривается:

формирование эффективной системы управления программой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности ответственного исполнителя и соисполнителей программы;

обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя и соисполнителей программы;

проведение мониторинга и внутреннего аудита выполнения программы, регулярного анализа и, при необходимости, ежегодной корректировки показателей (индикаторов), а также мероприятий программы;

перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов;

планирование реализации программы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач программы.

 

10. Методика оценки эффективности программы

Методика определяет механизмы оценки эффективности реализации программы в ходе ее реализации.

При формировании программы и внесении в нее изменений указывается ее планируемая эффективность и результативность в зависимости от планируемых целевых показателей (индикаторов) и тенденций социально-экономического развития на прогнозируемый период.

Оценка эффективности реализации программы проводится ответственным исполнителем ежегодно, по результатам завершения этапов выполнения программы, а также по итогам завершения реализации программы в целом.

В течение года осуществляется мониторинг показателей, используемых при проведении оценки эффективности программы.

При проведении оценки эффективности реализации программы учитывается информация (сведения) годовых отчетов соисполнителей программы о результатах выполнения мероприятий и информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю.

Оценка эффективности реализации программы включает:

- оценку эффективности реализации программы по степени достижения поставленных целей, уровню выполнения целевых индикаторов, характеризующих эффективность программы;

- подведение итогов выполнения Плана мероприятий программы в целом и результатов, достигнутых по каждому мероприятию;

- оценку полноты и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на программу;

- оценку степени достижения целей и решения задач программы в целом.

Эффективность и результативность программы определяется исходя из оценки степени выполнения целевых индикаторов с учетом соответствия полученных результатов поставленным целям, а также косвенных воздействий на социально-экономическую ситуацию в крае.

Оценка эффективности реализации программы по степени достижения поставленных целей, уровню выполнения целевых индикаторов, характеризующих эффективность программы, осуществляется с учетом достижения целевых индикаторов, приведенных в Приложении 1 к настоящей программе. Степень выполнения целевых индикаторов определяется по каждому показателю. Методика расчета показателей (индикаторов) основных мероприятий программы приведена в Приложении 9 к настоящей программе.

             Степень достижения целей и решения задач, характеризуемых индикаторами, имеющими по годам реализации программы положительную динамику или являющимися неизменными, рассчитывается как отношение фактического достигнутого показателя к целевому (плановому) значению.

Оценка степени достижения целей и решения задач программы на основании целевых индикаторов заключается в определении интегрального (суммарного) показателя уровня достижения целевых (плановых) индикаторов программы. Уровень достижения целевых (плановых) индикаторов рассчитывается как средняя арифметическая величина по следующей формуле:

 

1/ П1 + Ф2 / П2 + ... + Фкк)

ДИ = ------------------------------------------------------,

к

где

ДИ- показатель достижения плановых значений показателей (индикаторов) программы.

к- количество показателей (индикаторов) программы;

Ф - фактическое значение показателя (индикатора) программы за рассматриваемый период;

П - планируемое значение достижения показателя (индикатора) программы за рассматриваемый период.

Оценка степени исполнения запланированного уровня расходов краевого бюджета (БЛ) рассчитывается по формуле:

БЛ = О / Л,

где

О - фактическое освоение средств краевого бюджета по программе в рассматриваемом периоде,

Л - лимиты бюджетных обязательств на реализацию программы в рассматриваемом периоде.

Оценка эффективности использования средств краевого бюджета (ЭИ) в рассматриваемом периоде рассчитывается как:

ЭИ = ДИ / БЛ

Оценка эффективности будет тем выше, чем выше уровень достижения плановых значений показателей (индикаторов) при оптимальном расходовании средств, выделенных на реализацию программы.

В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на отчетный год производится анализ и аргументированное обоснование причин:

отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей (индикаторов) от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;

значительного недовыполнения одних показателей (индикаторов) в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения  большинства плановых показателей в отчетном периоде;

перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями программы в отчетном году.

Оценка эффективности реализации программы в целом определяется как значение расчетного показателя эффективности реализации программы. Показатель оценки эффективности реализации программы (ОП) рассчитывается по формуле:

 

ОП = 0,5* ДИ + 0,2* БЛ + 0,3*ОН

где:

ДИ - показатель достижения плановых значений показателей (индикаторов) программы;

БЛ - оценка степени исполнения запланированного уровня расходов краевого бюджета;

ОН- уровень удовлетворенности населения качеством предоставления услуг в сфере культуры.

Поставленные цели и запланированные результаты считаются достигнутыми, мероприятия выполненными в соответствии с установленными требованиями, если показатель оценки эффективности реализации программы соответствует значениям 0,8 ≤ OП≤1,0.

В том случае, если показатель оценки эффективности реализации программы соответствует значениям ОП<0,8 ответственным исполнителем программы проводится анализ результатов реализации мероприятий программы, подготавливаются предложения о дальнейшей ее реализации, в том числе об изменении показателей (индикаторов), мероприятий и ресурсного обеспечения программы.

Результаты оценки эффективности реализации программы используются для ее корректировки.

 

11. Механизм управления государственной целевой программой

Управление программой осуществляется ответственным исполнителем государственной целевой программы края - министерством культуры края, в пределах установленной компетенции.

Программа реализуется в соответствии с федеральным и краевым законодательством. Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы утверждается законом о краевом бюджете. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с краевым бюджетным законодательством.

В целях выполнения всего комплекса мероприятий программы, решения поставленных задач, достижения запланированных результатов, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов, выделенных на её реализацию, ответственный исполнитель осуществляет координацию деятельности всех соисполнителей программы.

Программа предусматривает ответственность всех ее исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.

В процессе реализации программы ответственный исполнитель осуществляет следующие полномочия:

- организует реализацию государственной программы края;

- несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) государственной программы края, а также конечных результатов ее реализации;

- готовит предложения о внесении изменений в государственную программу края по согласованию с соисполнителями;

- проводит оценку эффективности государственной программы края на этапе реализации;

- ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития и внешних связей края сведения, необходимые для проведения мониторинга, по установленным формам;

- запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета;

- готовит совместно с соисполнителями государственной целевой программы края годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной целевой программы края и представляет его в министерство экономического развития и внешних связей края до 15 марта года, следующего за отчетным годом;

- размещает на официальном сайте Правительства края в сети Интернет информацию о программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) программы, степени выполнения мероприятий программы.

Соисполнитель программы осуществляет следующие полномочия:

- участвует в разработке проекта программы и осуществляет реализацию основных мероприятий, в отношении которых он является соисполнителем;

- участвует в подготовке предложений о внесении изменений в программу;

- представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые:

для проведения мониторинга - в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

для подготовки годового отчета - в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным годом;

- представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной целевой программы и подготовки отчёта о ходе её реализации и оценке эффективности;

- представляет ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и приём в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключённым государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной целевой программы.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись краевого бюджета в части расходов, направляемых на финансирование государственной целевой программы края, осуществляется министерством финансов края в соответствии с краевым законодательством.

Внесение иных изменений в государственную целевую программу края, оказывающих влияние на результат ее реализации, в том числе по результатам мониторинга реализации государственной целевой программы края, осуществляется по инициативе ответственного исполнителя в порядке, предусмотренном краевым законодательством, либо во исполнение поручений Правительства и Губернатора Хабаровского края.